Клиника "Доктор Лиманский", ЛОР Пенза

Клиника "Доктор Лиманский"

ЛОР клиника г.Пенза

Стремление к новейшим технологиям вытесняет традиционные подходы в ринологии. Однако в практической отоларингологии немало ситуаций, когда успешное лечение возможно лишь при применении традиционных методов, оказывающихся в конкретных случаях более рациональными.
О вероятности риногенной природы эпилепсии имеются единичные сообщения [1, 2]. В нашем случае больная К., 12 лет, жительница г. Москвы, поступила в ЛОР отделение Областной детской больницы г.Пензы 29 июля 2001 года по поводу орбитального осложнения. Из анамнеза выявляется факт нарушения носового дыхания и насморка с 2 летнего возраста. В семилетнем возрасте был диагностирован гайморит. Левый глаз «опухал с 6 месяцев». Девочка страдает эпилепсией с 3 лет. Последние 4 года постоянно принимает противосудорожные препараты, но, несмотря на это, в течение недели приступы эпилепсии бывают 3-4 раза.
В ЛОР отделении – диагностирован субпериостальный абсцесс левой орбиты. Имеется клиника интоксикации. На рентгенограмме придаточных пазух носа (рис. 1) определяется затемнение лобной, верхнечелюстной и решетчатой пазух слева. В лобной пазухе – «уровень». Основная пазуха на представленном снимке не визуализируется. При риноскопии явные патологические изменения не определяются.
Произведено зондирование и промывание лобной, верхнечелюстной и основной пазух через естественные соустья. Во всех синусах имеется гной, промывание основной пазухи резко затруднено.
Клинический диагноз: Хронический гнойный левосторонний гемисинусит, обострение. Субпериостальный абсцесс левой орбиты. Эпилепсия, генерализованная форма.

31 июля под ЭТН произведена эндоназальная (без применения эндоскопической техники) левосторонняя полисинусотомия (этмоидо-гайморо-фронто-сфенотомия). Вскрыт субпериостальный абсцесс орбиты через латеральные отделы верхнего века. Получено большое количество гноя. В послеоперационном периоде производилась дезинтоксикационная а также системная и местная антибиотикотерапия с промыванием прооперированных пазух. Больная выписана 16 августа в удовлетворительном состоянии (рис.2).
Электроэнцефалография от 19 сентября 2001 года: «умеренные диффузные изменения с ирритацией диэнцефально-стволовых структур, нечастые эпикомплексы по задним отделам коры головного мозга». В течение 8 месяцев приступов эпилепсии не было. Однако в марте 2002 после перенесенного простудного заболевания эпиприпадки вновь появились. В апреле 2002 года вновь произведена электроэнцефалография. Заключение: «диффузные микроструктурные изменения на нейрональном уровне и нарушение функции структур лимбико-ретикулярного комплекса. Четких локальных изменений и эпилептической активности нет».
Далее девочка наблюдалась в летнее время ежегодно. В 2002, 2003 и 2004 годах при промывании придаточных пазух носа через соустья был получен гной в левых синусах и правом верхнечелюстном, хотя при риноскопии и эндоскопическом исследовании каких-либо косвенных признаков воспаления синусов не обнаружено. На КТ от 2004 года (рис.3) решетчатый лабиринт, лобные и клиновидные синусы также выглядели интактными. Проводилось лечение посредством промывания синусов и введением в них антибиотиков. Последнее посещение в августе 2005 года. Эпиприпадки не наблюдались более трех лет. При контрольном промывании верхнечелюстных и клиновидных синусов экссудата нет. Промывание синусов свободное.

Анализируя данный случай, следует отметить, что синусит был не диагностирован в течение длительного времени. Только обострение синусита и возникшее осложнение послужили поводом для поиска источника орбитального осложнения. Диагностика синусита, в частности, сфеноидита, а как оказалось, – и причины эпилепсии, стало делом случая (орбитального осложнения). Именно зондирование и промывание придаточных пазух носа через естественные соустья дали конкретное представление о характере поражения пазух и его распространенности. Купирование воспалительных изменений в синусах, а также прекращение эпиприпадков наступило в результате длительного динамического наблюдения с проведением повторных курсов местного противовоспалительного лечения.
В приведенных в начале статьи публикациях [1,2] сообщалось, что причиной эпилепсии был сфеноидит. По-видимому, поражение основной пазухи, находящейся в непосредственной близости к межуточному мозгу, и оказывает непосредственное влияние на функциональную активность этой структуры. Влияние же на кору головного мозга может опосредоваться через ретикулярную формацию.
Наше сообщение может служить подтверждением вероятности синусогенной эпилепсии, что требует, при наличии эписиндрома, внимания специалистов к состоянию придаточных пазух носа и, прежде всего, – клиновидного синуса. Следует отметить, что только операция не привела к окончательной элиминации воспалительного процесса в синусах и к полному прекращению эпиприступов. Для этого потребовалось еще длительное динамическое наблюдение и активное дренирование прооперированных и непрооперированных синусов через созданные или естественные соустья.
Таким образом, применение рационального хирургического подхода и дренажного метода в процессе динамического наблюдения – необходимые условия для окончательной элиминации воспалительного процесса в синусах и излечения вероятной риногенной энцефалопатии.

Кафедра оториноларингологии Пензенского института усовершенствования врачей (Ректор – проф. А.И. Кислов).

Автор
С.С. Лиманский.